Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

   Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. 

Дети   в  большей  степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции.   И поэтому нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:

  1. Социальная ситуация развития ребенка;

  2.  Формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

  3. Совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность,  ориентирована на изменение системы ценностных ориентацию личности ребенка  включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.          

  К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста относятся:

—  наличие развернутой фразовой речи с элементами доразвития лексики, грамматики и фонетики;

— характерно точное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;

— хороший словарный запас;

— трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

 — достаточная дифференциация звуков на слух;

— хорошая речевая активность и достаточная критичность к своему дефекту;

— нарушение фонематического восприятия;

— снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

 Изучение и анализ  психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированное у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

В исследованиях  педагогов, психологов рассматривается коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.

         В структуре коммуникативной компетентности дошкольника выделены внешние и внутренние характеристики:

— общение со взрослым,

— формирование коммуникативных навыков,

— формирование мотивационной включенности в речевое высказывание

— развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;

— развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности,

— формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения.  

     Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.    

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

          Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.      

Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.  К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

  1. сотрудничать;

  2. слушать и слышать;

  3. воспринимать и понимать информацию;

  4. говорить самому.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

 Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно не полноценен.   Дети  используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.

Учитывая    психофизиологические особенности детей дошкольного возраста  межличностные отношения рассматриваются  как динамическая игровая деятельность.  Важнейшие стороны развития личности,  формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия,  ритмопластику,  музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..

 Цель технологии:  формирование коммуникативных способностей у дошкольников на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер в воспитательно-образовательном процессе.

Основные задачи: 

 1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

 2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

 3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

 4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

Формирование коммуникативных способностей  детей в ДОУ осуществляется при условиях:

-наличия базы, создание условий для работы  с детьми , организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

-использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

— взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель,  учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);

-работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

Задача педагога:

— вырастить здорового ребёнка, умеющего адаптироваться в социуме, владеющего коммуникативными навыками

-разработать комплекс педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ОНР

Пути реализации: 

— совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;

– развивать социальный интеллект дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;

– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;

– развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность;

– закреплять в духовном сознании ребенка групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения;

– целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;

– включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;

– одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;

– обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

Особенности технологии:

-преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении  содержания образовательного процесса;

-интегрированный подход в организации воспитательно-образовательного   процесса;

— формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

-активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.

Методы, приемы, средства реализации технологии: индивидуальные и групповые консультации,  семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение  и распространение опыта работы, открытые мероприятия. 

Ожидаемые результаты: получить положительные тенденции в развитии навыков общения у детей с общим недоразвитием речи, а также увеличения уровня коммуникативной готовности к школьному обучению в целом.

Деятельность в рамках  технологии:

1.Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.

2.Создание консультативной службы для оказания помощи педагогам, родителям.

3.Повышение квалификации по внедрению современных педагогических технологий.

Работа по данной технологии позволяет:

.   — повысить профессиональную культуру педагогов;

— создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования;

— формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

— активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

Технология состоит из трех этапов:

1 этап – развитие мотивационно — потребностной сферы

Задача:

 — создать мотивацию общения и приобретения коммуникативных умений.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ проблем формирования коммуникативных умений у старших дошкольников, формулировались проблема, цель,  задачи исследования.

Для исследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников был использован комплекс диагностических методик, с помощью которого можно исследовать разные стороны коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста —  уровень речевого развития (фонематический слух, словарное развитие), личностную сферу ребенка, сформированность коммуникативных навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), уровня развития коммуникативной культуры.            

Диагностика развития коммуникативной компетентности дошкольников позволила нам разработать систему работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников, используя полученные в результате проведенной диагностики данные.

 Система развития коммуникативной компетентности дошкольников включает в себя: подобранный  диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка);  повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры; а также целенаправленную работу с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников (изучение семей детей; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения).

2 этап — ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности

Задача:

— формировать представления о правилах эффективного общения.

 На втором этапе были определены и апробированы содержание, средства и приемы формирования коммуникативных умений.

Основные методы и формы работы с дошкольниками, которые активно были использованы нами в работе: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика моделирование и анализ ситуаций и др.

Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников включали в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п. 

Процесс развития коммуникативной компетентности у дошкольников подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекции речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Успех развития коммуникативной компетентности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей стоят и коррекционные и общеобразовательные задачи. Для их решения максимально использовался материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.

 С целью оптимизации работы педагогов детского сада по развитию коммуникативной компетентности дошкольников педагогом — психологом проводилось психолого-педагогическое просвещение педагогов работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников; оптимальных путей организации общения между детьми; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.

С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы, групповые консультации, анкетирование, подбор психолого-педагогической литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.                            

 Помимо проведения специально подобранных и организованных мероприятий с педагогами, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком необходимо сотрудничество  с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте.   Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.

3 этап. Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

  Задачи: 

— формировать коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности;

-творческое применение коммуникативных умений;

Третий этап направлен на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Формированию ключевых компетентностей  будет способствовать предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений.  Эффективность созданных педагогических условий  в наибольшей степени способствуют эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.

    Детям необходима комплексная работа по формированию полноценной коммуникативной компетенции, которая включала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

В группах имеются игровые, физкультурные, музыкальные уголки. После дневного сна  проводятся профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, старалась ориентироваться на воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности:
– Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.
– Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
– Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.

– Воспитывать доверительное отношение друг другу.
– Развивать невербальное воображение, образное мышление.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:    

 — для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

— для совершенствования у детей общаться без слов;

— для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;

— для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;

— для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;

— для закрепления коммуникативных умений у детей.

Наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка.

 Тесные связи установлены между игрой и занятиями по развитию речи, когда  проводятся беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки. Игры-драматизации, предполагают тесную взаимосвязь детей и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакоятся на занятиях по развитию речи.

Вывод: В ходе систематической, целенаправленной работы происходят изменения показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников, посредством использования системы работы, собственного активного и заинтересованного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста  как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.